День народного единства – российский государственный праздник. С 2005 года отмечается 4 ноября. Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери.
Все началось со смутных лет начала XVII века. После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Фёдор I Иоаннович. Однако потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась.
С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться «лжедмитрии», претендующие на престол, а также их противники и обличители.
На русском престоле началась настоящая чехарда: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики, которые проводили политику террора, грабежа, массовых зверств.
Страна и народ были измучены до крайности. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства. Но патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Заточенный в Кремле он продолжал распространять через своих сподвижников обращения-грамоты, призывая бороться с иноверцами и смутьянами. Одна из грамот попала к нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину. Осенью 1611 года он выступил в Нижнем Новгороде перед согражданами, призвав их отдать силы и имущество на защиту Отечества. Народ стекался на зов посадского старосты. Кузьма Минин призвал к необходимости создания нового ополчения и сборе для этого средств. Минин сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Руси все наличные средства и украшения жены.
Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители многих русских городов.
После долгих споров нижегородцы решили пригласить воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского, который не сразу согласился с почетным и столь неожиданным для него предложением. Впервые князь и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку готовить ополчение к битве с врагом. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России.
Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского считали народными героями. Их называли – «Спасители России!»
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери ополченцы 22 октября взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания. Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.
С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор избрал нового царя — представителя династии Романовых — Михаила Федоровича, положившего начало трехсотлетнему правлению